понедельник, 16 сентября 2013 г.

Апология Алексея Осипова



Доктор богословия, почётный профессор Московской духовной академии (МДА), академик РАЕН, член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Алексей Ильич Осипов не только сам себя защищает, опровергая обвинения в ереси, но на его защиту встают и другие весьма авторитетные православные деятели. Хотя многие из них с некоторыми идеями Осипова могут не соглашаться, но еретиком его ни в коей мере не считают. Например такие известные православные деятели как о. Всеволод Чаплин, о. Дмитрий Смирнов, о. Андрей Кураев не согласны с некоторыми взглядами Алексея Осипова, но не считают их еретическими, но частными богословскими мнениями или теологуменами.

И вот, несколько высказываний от авторитетных церковных людей в поддержку Алексея Осипова:

Протоиерей Дмитрий Смирнов
(член Высшего церковного совета РПЦ, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета)

О нападках на профессора А.И.Осипова

Протоиерей Андрей Ткачёв
(священник, проповедник, православный телеведущий)

Как относиться к профессору Осипову?

Архимандрит Венедикт Пеньков
(наместник Оптиной пустыни)

О трудах А.И.Осипова

О сожжении книг профессора А.И.Осипова

Протодьякон Андрей Кураев
(кандидат богословия, кандидат философии, профессор МДА, член редколлегии "Богословских трудов", Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ)

О критике профессора А.И.Осипова

О критике А.И.Осипова со стороны о. Даниила Сысоева
Алексей Ильич всю свою жизнь живет в Церкви и служит Ей, и именно поэтому у него есть редко встречающееся сейчас качество: свобода во Христе. Она проявляется, в частности, в том, что он может позволить себе без вреда для своего духовного здоровья и своего церковного статуса говорить достаточно критические вещи о тех или иных моментах церковной истории, или церковной жизни. 
Очень хотелось бы напомнить его многочисленным критикам, которые по большей части производят впечатление просто недоучек, что они, критикуя Осипова, выглядят так же смешно, как новоуверовавшие баптисты, которые тычут древней Православной Церкви тем, что мол «то-то и то-то у вас идет вразрез с Библией».
Наивно считать, что православная Церковь не изучила свою Библию за 2000 лет. Так же наивно считать, что «православно-активные» юнцы могут сказать что-то новое и неизвестное Алексею Ильичу.
Алексей Ильич обычно не отвечает на критические публикации в его адрес, в том числе и тогда, когда это касается научной дискуссии. Однажды была поднята тема о понимании Евхаристии, и некоторые молодые коллеги профессора Осипова по Московским духовным школам загорелись азартом показать, что учение Осипова о Евхаристии неправославно.
Однако на Ученом совете очень быстро решили, что это как раз именно та тема, в которой никто из нас не сможет компетентно рассуждать о том, что выходит за рамки сказанного самим Иисусом Христом об этом Таинстве.
Если святые отцы не уточнили этот вопрос, то и нам, наверное, не стоит выдавать свои частные отдельные суждения за мнение Церкви. Алексей Ильич и не говорит, что те, кто с ним не согласны, еретики. Так что его мнение оставалось в скромном статусе частного богословского мнения.
А если от имени ученого совета сказать, что вот именно такая, анти-осиповская позиция является православной, то это означает, что мы в чем-то продвинулись в понимании именно этого Таинства далее, чем это сделали святые отцы, у которых мы учимся.

Епископ Тихон Шевкунов
(наместник московского Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, член Высшего церковного совета и Межсоборного присутствия РПЦ, викарий Патриарха Московского и всея Руси)
Алексей Ильич – это великий человек. Вся эта «шарманка», которую вокруг него закрутили – то он неправильно верит в Причастие, то он неправильно верит в спасение, то неправильно верит в вечные муки… Не знаю, я не богослов и не дерзну я спорить с нашими великими богословами.
Я знаю, что это человек православнейший. Настоящий подвижник, прекрасный пример подвижнической жизни в миру, пример для монахов, пример для мирян, необычайная умница, необычайно совестливой души человек, принципиально отстаивающий свои убеждения. Остроумец. Гостеприимный хозяин. Нет таких добрых слов, которых бы я о нем не сказал. Не лезу я в эти богословские дебри.
Слава Богу! Господь мне послал великое счастье иметь возможность назвать его своим старшим другом. Конечно, бесконечно более высоким, чем я. Я не знаю чем, наверное, его снисходительностью, заслужил я его очень доброе к себе отношение. Я спросил: «Алексей Ильич, вот про вас говорят… вы и правда не верите?» «Отец Тихон, – ответил он мне, – ну что вы такое говорите вообще»?
Или про вечные муки. Он ответил примерно так: «Слушайте, как в Евангелии написано, так и есть. Но я верю в бесконечно милосердие Божие, что Господь как-то так устроит, как мы даже не понимаем». Скажу вам честно – я тоже в это верю, что у Бога не будет несправедливости.
Если Алексей Ильич верит в то же самое, то, что обсуждать – вечные муки или не вечные. Это не наше дело. В Евангелии сказано, мы этого и придерживаемся. Но мы знаем, что у Бога и несправедливости тоже не будет. «Господь отрет всякую слезу» – сказано в Апокалипсисе. А как это будет, – мы не понимаем.
Написано в «Братьях Карамазовых»: помещик затравил ребенка маленького. Мать ребенка примирится с помещиком, если он покается? Что бы ты сделал с этим помещиком? Помните, как отвечает Алеша Карамазов на этот вопрос: «Расстреляю». Как примирить этого помещика и мать этого мальчика? Как Господь отрет слезу? Бог весть, мы не знаем. Но Господь это сделает. В этом и величие, и наше упование.
Итак, за Алексея Осипова выступают люди не менее, а чаще куда более авторитетные в Церкви чем те кто выступают против него. В любом случае, назвать человека еретиком может лишь Церковь решениями Собора, Синода или хотя бы Патриарха, чего по отношению к Осипову никогда не было и даже близко пока не просматривается. И более, со стороны церковного священноначалия, которое только и вправе принимать подобного рода решения, и вообще решать вероучительные вопросы, никогда не раздавались слова осуждения профессора Осипова, не говоря уж об именовании его еретиком.

А пока Церковь, в лице своего Предстоятеля, по поводу профессора Алексея Ильича Осипова имеет вот такое мнение:

Патриарх Кирилл награждает А.И.Осипова орденом свт. Макария II степени (2013 г.)

Патриарх Кирилл награждает А.И.Осипова орденом свт. Макария I степени (2018 г.)

П.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вас выслушают:

© Всеединство
Мир в гармоническом единстве бытия

При полном или частичном использовании материалов блога обязательна гиперссылка на этот блог. При использовании за пределами интернета обязательно должен быть указан интернет адрес этого блога, а так же автор - Константин Сергеевич Белик.

Нарушители преследуются по совести!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru