В наступивший Рождественский пост (а ещё более в грядущий Великий, и Пасху) хорошо ещё раз подумать о смерти и том, что нас там ожидает.
Есть представление, что грешники попавшие в ад попадают туда навечно и выхода не имеют. Но я солидарен с учением преподобного Исаака Сирина и ряда других Отцов, которые полагали, что Бог, в неизмеримой любви и милости Своей, не допустит вечных мук за временные грехи...
Весьма доходчиво эти размышления преподобного Исаака изложил митрополит Иларион (Алфеев) в своей замечательной книге "Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни":
Но глупы те, кто подумают, что если-де всё равно все спасутся и ад временен, то можно грешить всласть. Безумцы! Ведь одно мгновение в аду подобно году самых изощрённых пыток на земле; но главное, что те кто говорит о вечных адских муках, полагаю, по своему правы. Эйнштейн доказал относительность времени, а значит время для одного может быть совсем не тем, что время для остальных. И ад для того, кто в нём оказался действительно может оказаться вечностью - пусть это будет относительная вечность только для него одного, которая некогда, с точки зрения остального мира, завершится. Но мучимому от этого не станет легче раз ему самому адская пытка со всей достоверностью покажется вечной...
А потому, уповая на милость Божию, лучше не грешить, а согрешив спешить искупить свои грехи здесь, на земле. И Рождественский пост это прекрасная возможность хоть немного ослабить гнёт грехов и страстей на свою душу.
Пойдёмте, и не будем грешить больше.
П.С.
Преподобный Исаак Сирин
Профессор Алексей Осипов
Ответ на вопрос: "Будут ли муки ада вечными?"
Есть представление, что грешники попавшие в ад попадают туда навечно и выхода не имеют. Но я солидарен с учением преподобного Исаака Сирина и ряда других Отцов, которые полагали, что Бог, в неизмеримой любви и милости Своей, не допустит вечных мук за временные грехи...
Весьма доходчиво эти размышления преподобного Исаака изложил митрополит Иларион (Алфеев) в своей замечательной книге "Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни":
Наиболее характерной особенностью эсхатологии преп. Исаака является его вера во всеобщее спасение, выраженная в Беседах 39 и 40 из 2-го тома. Эта вера имеет мало общего с осужденным Церковью в VI в. учением Оригена, так как исходит из принципиально иных предпосылок. Исходным пунктом всех эсхатологических построений преп. Исаака является не логическая необходимость восстановления всего тварного бытия в его первоначальном состоянии, но любовь Божия, которая не имеет пределов, которая превосходит всякую идею воздаяния и возмездия. Богохульным, по учению преп. Исаака, является мнение, будто Бог делает что-либо из мести или воздаяния. Еще хуже - думать, будто Бог позволяет людям грешить в настоящей временной жизни для того, чтобы вечно наказывать их в будущем веке. На самом деле Бог "хочет, чтобы все люди спаслись". С целью спасения человечества он установил смерть как переход к вечной жизни. Геенна (ад) установлена Богом тоже ради спасения людей - тех, кто в земной жизни не достиг того уровня совершенства, который необходим для вхождения в Царство Небесное. По мнению преп. Исаака, "большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны". Для тех же, кто умер во грехе, без покаяния, кто запятнал жизнь многочисленными пороками, кратковременное мучение в геенне необходимо, чтобы, очистившись от скверны порока, и они могли войти в Царство Божие. Не только все люди, но и демоны будут в конечном итоге спасены Богом, утверждает преп. Исаак.А вот, слова самого преподобного Исаака Сирина:
Учение преп. Исаака Сирина о всеобщем спасении не может считаться догматическим выражением веры Церкви, однако оно выражает ту христианскую надежду, которая была свойственна многим Отцам Церкви. Учение о конечном спасении всех людей и демонов содержится в творениях св. Григория Нисского. Возможность спасения всех людей допускали также св. Григорий Богослов, преп. Максим Исповедник и преп. Иоанн Лествичник. Все эти авторы были свободны от крайностей оригенизма, но они верили в безграничную любовь, милость и благость Божию, а также в то, что для Бога нет ничего невозможного и что, следовательно, Он может спасти всякую живую душу. Впрочем, как подчеркивал преп. Максим Исповедник, божественный план спасения всех людей не исключает возможности для каждого человека добровольно отвергнуть спасение, совершенное Христом. Спасение ни для кого не будет обязательным или принудительным: спасутся только те, кто "желает следовать" за Христом. Эта мысль преп. Максима содержит важный корректив к тому, что говорит о всеобщем спасении преп. Исаак Сирин.
Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовалиЗамечательно! Итак, можно сказать так, повторяя за одним из святых: "Молись так, словно твоё спасение зависит только от Бога, но живи так, словно твоё спасение зависит только от тебя самого".
(Слова подвижнические, слово - 90)
Но глупы те, кто подумают, что если-де всё равно все спасутся и ад временен, то можно грешить всласть. Безумцы! Ведь одно мгновение в аду подобно году самых изощрённых пыток на земле; но главное, что те кто говорит о вечных адских муках, полагаю, по своему правы. Эйнштейн доказал относительность времени, а значит время для одного может быть совсем не тем, что время для остальных. И ад для того, кто в нём оказался действительно может оказаться вечностью - пусть это будет относительная вечность только для него одного, которая некогда, с точки зрения остального мира, завершится. Но мучимому от этого не станет легче раз ему самому адская пытка со всей достоверностью покажется вечной...
А потому, уповая на милость Божию, лучше не грешить, а согрешив спешить искупить свои грехи здесь, на земле. И Рождественский пост это прекрасная возможность хоть немного ослабить гнёт грехов и страстей на свою душу.
Пойдёмте, и не будем грешить больше.
П.С.
Преподобный Исаак Сирин
- Путь в жизнь вечную
- Слова подвижнические
- О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты
- О знании. Избранные главы
- О совершенстве духовном (Слова 19, 20, 21, 55)
- Духовный мир преподобного Исаака Сирина
- Преподобный Исаак Сирин: О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты
- Жизнь и учение св. Григория Богослова
- Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции
Профессор Алексей Осипов
Ответ на вопрос: "Будут ли муки ада вечными?"
Принадлежность т.н. "новооткрытых текстов" преп. Исааку Сирину весьма и весьма сомнительна. Там постоянно встречаются откровенные еретические (несторианские) пассажи.
ОтветитьУдалитьА эсхатология этих текстов прямо противоречит уже давно известным текстам преп. Исаака Сирина.
И кстати, представление о том, что "грешники попавшие в ад попадают туда навечно и выхода не имеют" - это не частное "мнение". Об этом прямо и недвусмысленно говорит Священное Писание и большинство свв.отцов Церкви.
А вот представление о том, что "Бог, в неизмеримой любви и милости Своей, не допустит вечных мук за временные грехи" - это именно частное "мнение", которое на Божественном Откровении не основано вообще никак.
С той же степенью уверенности можно тогда "предположить", что не может быть и вечной награды от Бога за временные добродетели.
Точно также непонятно тогда, как же быть с богодарованной свободой тех людей, кто упорно отказывается от поклонения и послушания Богу...
Как непонятно тогда, сколько же будет длится наказание нераскаянных грешников, если по слову Писания после Страшного Суда "времени больше не будет"...
Вот несколько ссылок на статьи о.Георгия Максимова, преподавателя МДС, где эта тема подробно разбирается:
http://www.pravoslavie.ru/put/4198.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/4201.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/4204.htm
О.Георгий Максимов понятно куда более авторитетный богослов, чем митрополит Иларион (Алфеев) и уж конечно чем профессор Алексей Осипов, который как и владыка Иларион придерживается точки зрения о временности адских мук.
ОтветитьУдалитьВы можете сколь угодно произносить заклинание, что-де это только "частное мнение", а идея о бесконечности адских мучений "не частное мнение а общее"; но правда в том, что есть два, в лучшем для Вас случае, равноавторитетных (с точки зрения авторитета придерживавшихся их святых) мнения - одно, то, с которым согласны Вы, а другое то, с которым согласен я, владыка Иларион, проф. Осипов и те Отцы на мнение которых мы опираемся - Исаак и Ефрем Сирины, Максим Исповедник, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст (все они в той или иной мере поддерживали идею апокатастасиса и временности адских мук) и некоторые другие, но и уже названных более чем достаточно для подтверждения того, что это не просто "частное мнение".
А Вы пока подумайте над тем, как всеблагой Бог и блаженные души праведников будут спокойно вкушать благодать рая зная и видя непрерывные и превышающие всякое разумение мучения мириадов грешников в аду? Наслаждаться пением райских птиц вопли терзаемых бесами мешать не будут?
Ну, если для вас богодухновенное слово Божие и толкования его богопросвещёнными отцами, а также решения Соборов Церкви – это «заклинания», то ... не знаю что и думать.
ОтветитьУдалитьВот лишь некоторые слова Священного Писания Ветхого и Нового Завета на эту тему:
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2).
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46).
«Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3: 29).
«Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1: 8, 9).
«...кто поклоняется зверю ... тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:9-11).
Кстати, аргумент от греческого термина «αίώνιος» - «вечный», который пытаются перевести как «очень долго длящийся» не состоятелен. Так как контексту текстов о вечном накаказании нераскаянных грешников он не соответствует. Если «αίώνιος» имеет конечный «срок»,то и блаженство праведных будет иметь конкретную дату. Так этот же термин употребляется в описании вечного торжества святых (см. в том же самом греч.оригинале Мф. 25: 46).
Продолжение следует...
А вот слова (настоящие, а неизвестно откуда, подобно «новооткрытым текстам», якобы Исаака Сирина, взятые) святых отцов Церкви. Итак:
ОтветитьУдалитьСщмч. Ириней Лионский: «Всем соблюдающим любовь к Нему Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое они сами избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими навсегда лишены сладости его не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но сама слепота доставляет им несчастие» (Ириней Лионский, св., Против ересей. М., 1996. С. 505).
Свт. Василий Великий: «Ибо если будет когда-нибудь конец мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению?» (цит.по: Макарий (Булгаков), митрополит. Догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 502).
Свт. Иоанн Златоуст: «Не говори мне: где же справедливость, если мучение не имеет конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим» (Иоанн Златоуст, святитель. Поучения. Троице-Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 520).
Блаж. Иероним Стридонский: «Как наказания вечны, так и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца» (Иероним Стридонский, блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., б.г. С. 236).
Преп. Иоанн Лествичник: «Кто поистине стяжал память о вечном мучении и страшном суде… тот не возлюбит уже ничего временного… и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи» (Лествица, 2. 1).
Его же: «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою и вместе с тобою да восстает» (Лествица, 7. 21).
Продолжение следует...
Преп. Максим Исповедник: «Подвиги в добродетели… бывают виновниками для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – виновниками муки вечной» (Главы о любви, 2. 34).
ОтветитьУдалитьЕго же: «И сотворит Он отмщение Своим противникам, отделив, через святых ангелов, неправедных от праведных, проклятых от святых… И, как гласит истина божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому соответственно достоинству прожитой им жизни» (Мистагогия, XIV).
Преп. Феодор Студит: «Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый… и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет, ибо мука не будет иметь конца, как думал Ориген, но навсегда и навечно, как сказал Господь» (Феодор Студит, преподобный. Огласительные поучения и завещание. М., 1998. С. 75).
Преп. Симеон Новый Богослов: «Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело бывают освещаемы им, пребывают вне света, будучи удалены от него чувством и зрением, так и Божественный свет Троицы будет во всем, но грешники, заключенные во тьме, и среди него не увидят его… но, опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. М., 1892 и Р. T. 3. С. 123).
Преп. Никита Стифат: «Верую в воскресение мертвых и исповедую бесконечное царство праведников во век веков и то, что наказание грешников и самих демонов будет длиться вечно и никогда не прекратится и что грешники и демоны не вернутся снова в первозданное состояние, как заблуждается в помрачении Ориген» (см. его«Исповедание веры», 13).
Св. Симеон Фессалоникийский: «Против Оригена, несмысленно допускавшего изменение (состояний) в будущем веке и принимавшего конец наказания, в символе веры сказано: “И жизни будущего века. Аминь”. В Евангелии: “Идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный” (Мф. 25: 46)» (цит по: Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. СПб., 1857. Т. 3. С. 131).
Свт. Феофан Затворник: «Ведь тамошняя мука будет нестерпимая… Значит, плохо это придумано. Придумайте-ка лучше, что совсем не будет мучений, да не на бумаге только, не по своим лишь соображениям, а принесите нам удостоверение об этом от имущего ключи ада; тогда нам, грешникам, это будет на руку: греши себе, сколько хочешь и как хочешь! А так, как вы рассуждаете… благодарим за сердоболие о нас! ... Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и все там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута» (Феофан Затворник, святитель. Созерцание и размышление. М., 2000).
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Чего не отвергало многострастное человеческое сердце, чтоб свободнее предаваться разврату!.. Мудрено ли, что оно отвергло бразду и грозу, останавливающие грешника в путях его, отвергло ад и вечные муки? Но они существуют. Грех всякой ограниченной твари пред ее Творцом, бесконечно совершенным, есть грех бесконечный; а такой грех требует бесконечного наказания» (по эл. Версии:Игнатий (Брянчанинов), святитель, Слово о смерти).
Преп. Силуан Афонский: «Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак» (Силуан Афонский, преп., Писания, 1997. С. 29).
Его же: «Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их» (Силуан Афонский, преп.,Писания, 1997. С. 88).
Продолжение следует...
А вот ясные и недвусмысленные определения Соборов Церкви об апокатастасисе:
ОтветитьУдалить«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема» (Поместный Константинопольским Собором 543г., 9-й анафематизм против оригенистов).
«Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества… – да будет анафема» (V Вселенский Собор, 12-й анафематизм).
«Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения… будто мучению грешников в будущей жизни будет конец и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление; и таким образом Царствие Небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как Сам Иисус Христос и Бог наш передал нам учение, что оно вечно и неразрушимо, и мы на основании всего Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета веруем, что муки будут нескончаемы и Царствие Небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями и себя самих погубляют, и других творят общниками вечного осуждения, анафема» (Поместный Константинопольский Собор 1084 г.).
Думаю, что для вас важна сама Истина, а не свои мнения о Ней.
Ещё учение отцов о вечности мучений для нераскаянных грешников:
ОтветитьУдалитьСщмч. Ириней Лионский: «Всем соблюдающим любовь к Нему Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое они сами избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими навсегда лишены сладости его не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но сама слепота доставляет им несчастие» (Ириней Лионский, св., Против ересей. М., 1996. С. 505).
Свт. Василий Великий: «Ибо если будет когда-нибудь конец мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению?» (цит.по: Макарий (Булгаков), митрополит. Догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 502).
Свт. Иоанн Златоуст: «Не говори мне: где же справедливость, если мучение не имеет конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим» (Иоанн Златоуст, святитель. Поучения. Троице-Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 520).
Блаж. Иероним Стридонский: «Как наказания вечны, так и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца» (Иероним Стридонский, блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., б.г. С. 236).
Преп. Иоанн Лествичник: «Кто поистине стяжал память о вечном мучении и страшном суде… тот не возлюбит уже ничего временного… и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи» (Лествица, 2. 1).
Его же: «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою и вместе с тобою да восстает» (Лествица, 7. 21).
P.S. Выше я написал, что "думаю, что для вас важна сама Истина, а не свои мнения о Ней". Наверно правильней было сказать на "думаю", а всё же "надеюсь".
Я повторю, есть две точки зрения - 1-я, что муки ада вечные, 2-я, что они временные; это я не из головы взял, а из лекций проф. А. Осипова и из изысканий митрополита Илариона (Алфеева), которые приводят не меньше цитат из не менее авторитетных источников в подтверждение своей позиции.
ОтветитьУдалитьТак что, ваш пафос, что-де ситуация когда святые и Бог в раю будут вечно наблюдать вечные муки грешников в аду, и это никак не помешает им вкушать райские наслаждения, - это ЕДИНСТВЕННАЯ существующая в Церкви позиция - ложен, ибо это не так.
Вам только остаётся напирать, что новооткрытые тексты Исаака Сирина - якобы подделка, а высказывания святых отцов которые совсем уж нельзя объявить подделкой - игнорировать.
Кстати, советую Вам почитать ещё одну книгу владыки Илариона Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции там он опирается не только на различных Отцов, но и на огромное количество богослужебных текстов; ну и конечно его книгу Духовный мир преподобного Исаака Сирина.
А вот комментарий Проф. Осипова: Будут ли муки ада вечными?
Я пока богослов не искушённый, но могу оценивать мнения действительно выдающихся богословов. Я согласен с мнением владыки Илариона и проф. Осипова. Так что Вы не со мною пока спорте, а вот с ними.
А я пока был бы благодарен, что бы Вы всё же ответили на мой вопрос, который Вы проигнорировали (как чаще всего и делают сторонники безвыходного ада): "как всеблагой Бог и блаженные души праведников будут спокойно вкушать благодать рая зная и видя непрерывные и превышающие всякое разумение мучения мириадов грешников в аду?"
А заодно ответьте на вопрос Осипова в той речи, которую я выложил выше, и который тоже игнорируют любители вечных адских мук: "Если Бог есть Любовь, если Он знал, что этот человек пойдёт в муку вечную (а знание это проистекает из всеведения Божиего - К.Б.), то зачем же он ему дал жизнь?".
Мне кажется, именно ответ на эти вопросы является центральным и главным во всей этой дискуссии. И Вы не сможете на них ответить, в рамках приверженности своей концепции. В лучшем случае начнёте изворачиваться и придумывать всякие излишние сущности, что-де на Бога и Царство Небесное нельзя распространять человеческие (читай христианские) представления о морали (как будто не Бог дал мораль людям, и как будто Он Сам не подчиняется своим же законам) и пр. Не так ли?
P.P.S.
ОтветитьУдалитьВы давеча записали свт. Иоанна Златоуста (одно высказывание святителя я уже привёл выше)и преп. Ефрема Сирина в сторонники апокатастасиса.
А вот что они на самом деле думают о вечности мучений для не раскаявшихся и упорствующих в отвержении Бога:
свт.Иоанн Златоуст: "Если же сойдем в ад, где никто не может исповедаться (Пс. 6, 6: "во аде же кто исповестся Тебе") и откуда никто не освободит нас... неизбежно будем в стеснении и глубоком мраке и, при полном отсутствии утешителей, будем терпеть бесконечное наказание, став несгораемой пищей для всепожирающего пламени" (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I, С. 164).
преп.Ефрем Сирин: «Там огонь неугасимый, там червь неумирающий, и темное дно ада, и бессмертный вопль и плач, и скрежет зубов. Нет конца этим страданиям. Нет освобождения по смерти. Никакой вымысел, никакое искусство не избавят от страшных мучений. Теперь можно избежать его, если послушаем голоса Господа и Бога нашего, Который, по избытку Своего человеколюбия, Сам проповедал, Сам научил сынов человеческих совершенству во всяком слове и во всяком деле, чтобы мы, сделавшись послушными Ему, избавились от мучений и сподобились благ. » (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина,5-е изд. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3, С.235).
Мне не нужно выслушивать Алексея Ильича (как и книги вл.Илариона (Алфеева), прот.Сергия Булгакова и Оливье Клемана). Их книги я читал. Как и смотрел видеолекции для Московских духовных школ (для 5 курса семинарии и первого академи) проф.Осипова.
ОтветитьУдалитьКстати, на все, без исключения, контраргументы проф.Осипова о.Георгий Максимов ответил в тех статьях, ссылки на которые я давал в первом своёмм посте. Если бы вы их прочитали, то убеждён, вопросов бы не было.
Я не ответил на вопрос? Спокойно будут смотреть и с сожалением. Но это их, нераскаянных грешников, собственный и свободный выбор. С Богом они жить всё равно не смогут, потому что в общении с Ним не может существовать никакая нечистота.
А исправлять их насильно, против их воли Он не станет. У них уже было на это время - время земного приготовления к вечности.
И их предупреждали об этом. Но в том что они там окажутся в таком плачевном состоянии будут виноваты и те, кто выставляют себя "милосерднее" Бога (а заодно и правосудней)и выдают свои собственные толкования за волю и Откровение божие.
А учение Св.Писания и святых отцов я привёл.
И никакой риторикой их опровергнуть нельзя.
И ещё одно. Мнение свт. Гигория Нисского об апокатастасисе признаётся Церковью ошибочным. Об этом писало с десяток св.угодников Божиих.
ОтветитьУдалитьПреп. Варсонофий Великий об этом мнении мнении свт. Григория Нисского прямо сказал: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии… Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие» Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. М., 1995. С. 388).
Свт.Герман Константинопольский тоже отрицательно воспринимал это мнения свт.Григория: «Те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечному наказанию, нужно некогда ожидать избавления… приступили к чистым и здравым его творениям и примешали темный и гибельный яд оригеновых бредней» (Цит. по: Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999. С. 565).
Свт. Марк Ефесский указывает: «Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова святителя Григория Нисского, считая их или подложными или, если они даже и подлинные, не принимая их как противоречащие Писаниям и общим догматам?» (цит по:Марк Ефесский, святитель. Второе слово против чистилища / Амвросий (Погодин), архимандрит. Святитель Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк, 1963. С. 132).
Думаю, что достаточно. Вероятно я ошибся. Вам дороже не учение Церкви, а мысли некоторых современных богословов. Жаль.
Спокойно будут смотреть
ОтветитьУдалитьАх вот как. Где же тут любовь? Не так ли и язычники делают - ты, типа братец сам виноват, гори, братец, гори, тебя предупреждали, а мне тут в раю хорошо, гори - поделом тебе, гори - вопли твои мне нисколько не мешают. Да. Рай, в Вашем представлении просто переполнен любовью и состраданием.
А исправлять их насильно, против их воли Он не станет.
Разумеется. И никто из сторонников идеи ограниченности ада об этом не говорит. Мы говорим только, что и в аду, милостью Божией, не иссякли пути к спасению, и если уже в аду покаялся, то выйти из него можно. Понятно, что кто не раскается, тот в рай не войдёт и из ада не выйдет. Ад - это не месть за грехи, каким он в Вашем представлении является, и он именно таков, если безысходен, но исправительное учреждение.
Я не ответил на вопрос?
Вы будете смеяться, но Вы опять не ответили на мой вопрос, точнее на вопрос Осипова, который является куда более важным и уж совсем неразрешимым для Вас, даже и путём ампутации любви и сострадания, как Вы поступили при ответе на вопрос первый: "Если Бог есть Любовь, если Он знал, что этот человек пойдёт в муку вечную (а знание это проистекает из всеведения Божиего - К.Б.), то зачем же он ему дал жизнь?". Тут Вам придётся ампутировать одно из двух: либо всеблагость Божию и то, что Он есть Любовь; либо всеведение Божие. А любое из этих действий уже прямая ересь.
Ясно. Вам про Фому , а вы про Ярёму. У вас один "аргумент". Но это только от недоразумения...
ОтветитьУдалитьВы просто не слышите моего ответа. Не хотите - не надо.
Может услышите внятный ответ, хотя на это, в свете вышесказанного мало надежды, слова того самого настоящего (а не поддельного) преп.Исаака Сирина:
"Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние" (преп.Исаак Сирин, Слово 18, стр. 76).
Больше писать не буду. Ибо, судя по всему, это бесполезно.
ОтветитьУдалитьДля вас не авторитет Св.Писание и устойчивый consensus patrum Церкви.
Можете и дальше оставаться при своём, ну и профессора Алексея Осипова мнении. Но удачи в этом, в прямом смысле гиблом, деле я не буду.
Вот видите. На вопрос "Если Бог есть Любовь, если Он знал, что этот человек пойдёт в муку вечную (а знание это проистекает из всеведения Божиего - К.Б.), то зачем же Он ему дал жизнь?" Вы не ответили как и ожидалось. "Не отвечают", - как заметил Осипов.
ОтветитьУдалитьА потому, что с Вашей позиции ответить на него можно только через умаление важнейших атрибутов Божиих, т.е. через ересь.
Но может быть Вы всё же попытаетесь ответить? А уж потом перестанете писать? Мне действительно интересно и важно это от Вас услышать. Ведь вопрос принципиальный, краеугольный!
И преподобный Исаак прекрасно сказал: "геенское мучение есть раскаяние"! Из всего духа Христова следует, что за раскаянием следует прощение! Ведь исходя из сказанного о. Исааком проистекает ВОЗМОЖНОСТЬ покаяния в аду; а оставит ли преблагой Бог покаяние без ответа и бросит на безысходные муки несмотря на него, типа поезд ушёл, ту-ту? Возможно ли такое?!
Итак, может Вы всё же конкретно ответите на поставленный конкретный вопрос, а не будете увиливать? Или не можете?
///Вот видите. На вопрос "Если Бог есть Любовь, если Он знал, что этот человек пойдёт в муку вечную (а знание это проистекает из всеведения Божиего - К.Б.), то зачем же Он ему дал жизнь?" Вы не ответили как и ожидалось. "Не отвечают", - как заметил Осипов.///
УдалитьПреподобный Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4 книга, 21 глава. Помогай Бог!
Константин, а зачем тогда вообще земная жизнь? может сразу в Рай ибо все равно туда все решено быть?! ;) какой смысл - был ли ты убийцей или маньяком или святым? разница лишь в том - кто быстрее в Рай мопадет? =) не смешно ли самому?
ОтветитьУдалитьпро ваш уже надоевшый вопрос всех "тольколюбовьистов" - зачем Бог создал тех, о ком Он напреде знал, что они не спасутся - ответил давно уже св. Иоанн Дамаскин, сказав, что "не потому создал Он неправденых, что они имели согрешить, но попустил им быть ибо от них и праведные родились" - это общий смысл. вы хотите, что-бы Бог из-за зла не творил добро? причем зла - свободного, никто не заставлял творить его. вообще не состоятельная вся ваша система, что все должны спастись. проблема в том, что не Бог а сам человек не хочет спастись!
и вопрос вам (для наглядности, чтоб поняли сильнее, на вашем примере, ибо замечено, что когда лично касается, тогда более уже расматриваешь суть, нежели всеобще -- разрасиваться спасением для всех и быть "лучше" Бога) - вот представим убийца всей вашей семьи, который еще изнасиловал самых ближних ваших. и он в итоге будет в вами в раю - не абсурд? получается что зло еще даже торжествует.
вопщем вы весьма заблуждаетесь!
читайте св.Писания а не горе-богословов, ибо для незрелых опасно! Дай Бог поймете это, тогда помолитесь о всех кого ввели в заблуждение своим нерассудством.
Аноним от 31 марта 2011 г.!
ОтветитьУдалитьПростите, но Вы продемонстрировали весьма поверхностное, мягко говоря, знание христианского вероучения. Или просто, за неимением аргументов, любите передёргивать.
может сразу в Рай ибо все равно туда все решено быть?!
Решено, что всякий покаявшийся спасётся. Если все покаятся, то все и спасутся. Собственно идея апокатастасиса, как её понимали преп. Исаак Сирин, Григорий Ниский и пр. Отцы, как раз и состоит в идее ВОЗМОЖНОСТИ покаяния даже после смерти, даже в аду (в чём и проявляется промыслительное, а не демоническое только значение ада).
какой смысл - был ли ты убийцей или маньяком или святым? разница лишь в том - кто быстрее в Рай мопадет?
Смысл в том, что святые попадают в рай, а маньяки в ад. И последние могут попасть в рай только после покаяния и после адских мук, при том, что, как говорят все отцы, одно мгновение адской муки страшнее и мучительнее, чем год самых изощрённых пыток на земле.
все должны спастись
Нигде ни я, ни прочие, не говорили, что все ДОЛЖНЫ спастись - все МОГУТ спастись. Чуете разницу? Спасение же зависит только от свободного произволения/покаяния человека.
вот представим убийца всей вашей семьи, который еще изнасиловал самых ближних ваших. и он в итоге будет в вами в раю - не абсурд?
Абсурд то, что Вы нагородили (не говоря о Вашей нездоровой тяге к смакованию садизма). В раю всё это будет шелухой, как шелухой стало то, что разбойник, который стал первым насельником Царства, соседствовал видимо там с теми, кого он убивал, грабил и насиловал.
Я не попаду в рай если всех не прощу, убийца и насильник не попадёт в рай если за всё не покается. И не полагайте себя святее Христа, Который сказал, что нет не прощаемых грехов кроме одного (и столь сладострастно описанные Вами к этому одному не относятся).
читайте св.Писания а не горе-богословов
Преподобные Исаак Сирин и Григорий Нисский это "горе-богословы"? Ну, ну. К этому мне добавить нечего.
И писание лучше Вам перечитать. Или апостол Павел ошибался, говоря, что "Бог будет всё и во всём"; ибо если по Вашему, то эти слова означают, если Бог будет ВСЁ, то Он будет и адом. Но по-моему, это значит, что ада уже не будет, и Бог воистину будет ВСЕМ и ВО ВСЁМ.
П.С.
Кстати на вопрос мой Вы так и не ответили, ибо цитата преп. Иоанна не ответ, т.к. освящает промыслительную роль грешников для праведников, но не показывает их судьбу самих по себе, безотносительно к прочим тварям; каждый человек перед Богом всегда один на Один.
Константин, Вы даже не собираетесь понять, Вам нравится эта позиция ,которая противоречит учению ЦЕРКВИ, и все тут..ну чтож.. "не бросайте бисер пред свинями.." ибо нет смысла!
ОтветитьУдалитьп.с. надеюсь тут слово "свиньи" Вы не воспримите прямо, а "аллегорически" как и все Писание Вы понимаете ;)
да поможет Вам Господь!
Анонимус, Вы даже не собираетесь понять, Вам не нравится эта позиция, которая НЕ противоречит учению ЦЕРКВИ, и всё тут.. ну чтож.. "не бросайте бисер пред свиньями.." ибо нет смысла!
ОтветитьУдалитьП.С.
Надеюсь тут слово "свиньи" Вы не воспримите прямо, а "аллегорически"...
П.П.С.
А то, что ВСЁ Писание я воспринимаю аллегорически - Вы солгали.
И за это тоже, да простит Вас Господь!
П.П.П.С.
Кстати на вопрос мой Вы так и не ответили. Не мудрено, ибо в рамках Вашей любви к вечному и безысходному аду на него ответить невозможно; потому Вы сторонники вечного ада, этот вопрос ВСЕГДА игнорируете, либо, в лучшем случае, честно отказываетесь на него отвечать.
БРАТЬЯ, ВОТ МЫ ЧТО ТО РЕШАЕМ, РАССУЖДАЕМ, ВЕЧНЫЕ МУКИ ИЛИ БЕСКОНЕЧНЫЕ, А МОЖЕТ ВСЕ СПАСЕМСЯ НО КАК БЫ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ. ДУМАЮ НАМ ЛИ РЕШАТЬ ТАКИЕ ВОПРОСЫ, ДУМАЮ ЭТА ЗАБОТА КНИЖНИКОВ. К ТОМУ ЖЕ ЭТИ ВОПРОСЫ НЕ КАК ДУМАЮ НЕ РАЗРЕШИМЫ, ПРИДЕМ ТУДА И ВСЕ УВИДИМ. А ТО БОЮСЬ НАЧНЕМ УТВЕРЖДАТЬ ЧТО СПАСЕТСЯ ТОЛЬКО МАЛАЯ СТАДО, И НЕ ДАЙ БОГ САМИ ТО НЕ ПОПАДЕМ В ЧИСЛО ЭТОГО СТАДА. И СКАЖЕТ ГОСПОДЬ: ТЫ ЖЕ САМ НЕ ХОТЕЛ ЧТОБЫ СПАСЛИСЬ ВСЕ! ЦИТИРОВАТЬ СЛОВА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ НЕ БУДУ ДУМАЮ ЗДЕСЬ ВСЕ "НАУЧЕНЫ".
ОтветитьУдалитьВот это Вы очень верно заметили: "БОЮСЬ НАЧНЕМ УТВЕРЖДАТЬ ЧТО СПАСЕТСЯ ТОЛЬКО МАЛАЯ СТАДО, И НЕ ДАЙ БОГ САМИ ТО НЕ ПОПАДЕМ В ЧИСЛО ЭТОГО СТАДА. И СКАЖЕТ ГОСПОДЬ: ТЫ ЖЕ САМ НЕ ХОТЕЛ ЧТОБЫ СПАСЛИСЬ ВСЕ!" Да, каждому его мерою отмерится.
УдалитьП.С.
Только вот что - писать комменты в этом блоге капслоком запрещено. Впредь буду удалять.
Друзья, сама идея апокатастасиса давно уже отвергнута Церковью. Зачем наступать на одни и те же грабли? И откуда такое недоверие к Церкви и к Евангелию, в конечном счете к словам Самого Господа? Алексей Ильич, при всем к нему уважении учит не православно. В его утверждениях налицо подтасовка. Готов к переписке. Тема актуальная, потому что ересь апокатастасиса, как и всякая ересь христоцентрична, так апокатастасис умаляет все то, что сделал Господь для нашего спасения.
ОтветитьУдалитьПодробнее: http://dersay.livejournal.com/790361.html
Вы можете возражать на аргументы самого Осипова; он подробно отвечал на обвинения в свой адрес - Алексей Осипов отвечает на обвинения в ереси
УдалитьТогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
ОтветитьУдалитьТогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в наказание вечное, а праведники в жизнь вечную.
Знаете ли вы, что такое вечность? Вечность — это начало без конца, то есть однажды начнется и никогда не окончится; это всегда и никогда, то есть всегда будет и никогда не перестанет. Это и есть вечность. Свт Тихон Задонский
Инок Агапий (Грешников спасение):
(2) В другом городке была некая благородная и богатая женщина. Она совершила позорнейшее беззаконие и не сказала о нем никому из духовников из-за стыда за содеянное - как бы не узнал кто. В один из дней в город зашел некий чужестранный иеромонах вместе с послушником, они шли на поклонение Гробу Господню. Когда женщина увидела их в церкви, что они совершают праздничную службу, ей пришло на ум исповедовать все ему, потому что он чужестранец и ее не знает. Она пошла в исповедальню и сказала ему грехи. Но когда она желала сказать о том величайшем беззаконии, то, по содействию диавола, на нее напал такой стыд, что она покраснела и не смогла ничего сказать. А послушник иеромонаха был человеком простым и добродетельным. Он стоял и издали видел, как с каждым грехом из уст женщины выходит змея. После всего он увидел большую змею. Она трижды показывала свою голову, чтобы выйти из уст, но затем опять уползала внутрь и не выходила. Тогда и другие змеи, которые вышли прежде, вновь вошли в ее уста, - потому что она не сказала о том беззаконии. Духовник прочел разрешительную молитву и двинулся в путь. Но послушник рассказал ему видение. Духовник тогда понял, в чем дело, и тотчас вернулся назад, чтобы объявить видение женщине и подвигнуть ее рассказать и о другом беззаконии. Когда они вошли к ней в дом, нашли ее мертвой. Оплакав ее, совершили моление, да откроет Господь, что стало с ее душой. Вот они видят, что она сидит на страшном драконе, а две другие змеи обвили ее и причиняют ни с чем несравнимую боль. Она говорит им: «Я - нечестивая женщина, которая исповедовалась сегодня. Так как я не сказала одно совершенное мной беззаконие, то Судия предал меня на умерщвление дракону. Я буду вечно мучиться в нескончаемом аду. Теперь у меня, бедной, нет вовсе надежды на спасение». Сказав это, она стала невидима.
Послание патриархов
ОтветитьУдалитьвосточно-кафолической церкви
о православной вере (1723 г.)
Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потоум, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины; ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, «Который хощет всем человекам спастися и в познание истины прийти» (1Тим.2:4), но поелику Он предвидел, что одни будутт хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил. О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поелику благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех; то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т. е. в тех благих делах, которые требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их и делает предопределенными; те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро – предаются вечному осуждению.
Знаете ли вы, что такое вечность? Вечность — это начало без конца, то есть однажды начнется и никогда не окончится; это всегда и никогда, то есть всегда будет и никогда не перестанет. Это и есть вечность. Святитель Тихон Задонский Краткие нравоучительные слова. Слово 13
Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием
ОтветитьУдалитьНикакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха до разлучения с телом.
«Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение». Святитель Игнатий Брянчанинов
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.7): «(1) Некая женщина совершила смертный грех и не осмеливалась никак его исповедовать - от позора и безобразия содеянного. Она творила другие добродетели: давала милостыню, постилась, бодрствовала, молилась и исповедовала другие грехи, и причащалась Божественных Тайн, думая, что найдет милость у Бога, и Он ей простит скрытый грех за остальные ее доброделания. Когда она тяжело заболела, то исповедала все другие грехи, но тот великий грех несчастная женщина не дерзнула исповедовать даже при смер-ти. Она только плакала по невежеству и, причастившись Божественных Тайн, скончалась. Через много дней одна из ее дочерей молилась в комнате. Вдруг ощутила такое зловоние, что не могла стоять, так ей было дурно. Она стала бегать по дому, чтобы понять, откуда идет запах. Тут она видит над кроватью тень столь безобразную и страшнейшую, что уже не могла устоять на ногах, но пала на землю и стала звать Господа Христа и Его Матерь на помощь. Тут из тени изошел голос: «Не бойся дочь, я - твоя жалкая мать». После этих слов девушка набралась смелости. Она встала и сказала: «Как это возможно, о мати моя, что ты столь зловонна и безобразна, хотя ты была столь добродетельна?» - Та отвечает: «Помнишь, как я тебе сказала однажды, что совершила смертный грех? И что я никогда не исповедовала его никакому духовнику из-за стыда перед содеянным? За тот грех я осуждена на вечное мучение и буду истязаться нескончаемо, - и мне не дают пользы другие добрые дела, которые я содеяла». Девочка говорит: «Но могу ли я тебе помочь? Я заплачу священникам, они будут служить заупокойные службы, я раздам много денег на бедных и на монастыри. Может быть, ты найдешь прощение?» - Мать ответила: «Нет в аду покаяния. Когда у меня было время, я не исправилась по невежеству, хотя это не требовало большого труда; а теперь, что бы ты ни делала, пользы не будет. Тотчас, как я отделилась от тела, меня схватили лукавые бесы и представили на Судище Христовом. Христос посмотрел на меня страшным оком и отвернул лик от меня, сказав громогласным и страшным голосом: «Иди от меня, проклятая, в нескончаемую геенну». И тотчас я оказалась в глубине мучения. Итак, больше нет ради меня милости. Единственно, чтобы вам, живым, быть примером, - для этого Судия разрешил мне появиться сейчас, дабы ты возвестила всем мою муку, да убережетесь вы потерпеть то, что я терплю. Скажи своему брату, чтобы он исправил свой образ жизни. И ты оставь краску лица и наряды. Красками ты все равно не сделаешь лицо благовидным, а многие женщины по одной только этой причине преданы мучению. Если ты и меня не послушаешь, то тотчас станешь моей спутницей в том мрачном и безрадостном месте. Это я тебе сказала, чтобы не увеличилась моя скорбь, когда я увижу, что и вы будете мучиться со мной в геенне». Когда девушка все услышала, она стала задавать разные вопросы об адском мучении. Мать не ответила на них, а произнесла: «Я только это должна была тебе сказать, и не спрашивай меня о большем». Тут же она исчезла как ветер, а в комнате осталось такое зловоние, что в нее никто больше не мог входить. Девочка поставила кровать в другом месте и много дней лежала в немощи от страха и трепета пред видением. Она позвала своего духовника, Серафима из Болоний, и подробно рассказала ему бывшее. Так оно стало известно во всем городе и было записано в книге, чтобы потомки читали и тщательно хранили себя, - дабы не попасть в такую же опасность.
Милые мои Анонимусы! Хватит уже сыпать не структурированными и неудобочитаемыми простынями из чужих цитат, ошибочно полагая, что это ответ.
Удалить