Все 2000-е, и даже раньше идёт своего рода консервативное возрождение России (собственно, тенденция обозначилась ещё в конце 80-х; некоторой поворотной точкой можно, пожалуй, считать 1988 год, празднование Тысячелетия Крещения Руси, и, ознаменованное этим празднованием, начало Второго Крещения Руси, после десятилетий атеистической, а точнее богоборческой тирании), и Манифест просвещённого консерватизма Никиты Михалкова стал одним из крупных событий в рамках этого процесса. Крупнейшими вехами на этом пути стали такие документы как "Русская доктрина" и "Проект Россия" - это и до сих пор высшие достижения нашей современной идеологической и социально-политической мысли.
Отрадно видеть, что идейное творчество в этом направлении продолжается, ибо михалковский Манифест очевидно лежит в русле общего идеологического тренда современной консервативной мысли, которая находит всё больший отклик в нашей политической элите и в остальном обществе. И, полагаю, лет через 10, если всё пойдёт хорошо, эти идейные прививки дадут свой плод в конкретной деятельности наших властей и жизни нашего народа (собственно эти плоды уже есть, только не такие существенные как хотелось бы).
Правда, увы, всё может пойти не только хорошо, но и плохо... И такое в истории России уже было - в 1917 г.
Грандиозный расцвет культуры в 19 - нач. 20 вв., колоссальный экономический рост кон. 19 - нач. 20 вв., научно-технический бум, бурное развитие (после октября 1905 г.) гражданского общества, правового государства и демократических институтов, взлёт политического и военного потенциала (сильно отброшенный русско-японской, но к 1913 почти восстановленный и продолжавший набирать обороты уже в ходе 2-й Отечественной (Германской)), расцвет частной инициативы, огромный демографический подъём, ну и, наконец, практически консервативная революция в идеологии - к нач. 20 в. политическая элита во главе с Императором почти преодолела насаждённое ещё Петром западничество, и государственной идеологией стали почти те же идеи о которых сейчас говорит Михалков.
Далеко не глупая концепция "Православие, самодержавие, народность" (по понятным причинам демонизированная западниками, а особенно большевиками потом) была дополнена новыми и возрождёнными старыми идеями (вроде "Москва - Третий Рим"); эту идеологию формировали мыслители на достижениях которых, как на фундаменте, стоят и современные консерваторы, в том числе и Михалков, который их активно цитирует - Хомяков, Киреевский, Самарин, позднее Данилевский, Леонтьев, Страхов, Катков, Победоносцев (при всех недостатках, большая часть которых, опять же, была раздута его оппонентами - либералами-западниками и социалистами-большевиками), потом Тихомиров, Пётр Струве, Иван Ильин и многие другие.
Всё это уже к 1913 г. превратило Россию в одного из мировых лидеров, а во внутреннем положении создало, по общей совокупности, благополучие народа, которое даже и сейчас во многом не превзойдено (а в СССР, особенно при Сталине было на порядки хуже), к 20-м - 30-м же годам дало бы грандиозные плоды, а к 50-м, по замечанию и многих западных наблюдателей (типа Черчиля, например), привело бы Россию к великому процветанию и мировому лидерству.
Но, всё пошло "не хорошо", и Россия на десятилетия погрузилась в кровавую тиранию катастрофически подточившую её силы. И сейчас приходится удивляться, что Россия и русские не только не исчезли и не сошли на третьи роли, но имеют силы восстанавливаться и, как симптом этого восстановления, возвращаться к истинным традиционным ценностям своей христианской цивилизации.
Мы можем, да, оступиться и ещё раз - уже, думаю, последний (вряд ли Бог даст нам новый шанс - раз уж такие (ТАКИЕ!!!) испытания и страдания наш народ ничему не научили, то ничего уже не поможет), и мы станем, растеряв остатки былого величия и территорий, обычной захудалой провинцией мира, типа Польши, или, в лучшем случае, процветающей провинцией, типа Италии. Но я надеюсь, что мы чему-то научились; и такие явления как "Проект Россия", "Русская доктрина", "Манифест просвещённого консерватизма", общий консервативный дрейф наших элит и общества в целом - дают надежду; но единственный путь не потерять эту надежду, вместе с перспективами реализации нашей исторической миссии - это найти Россию, которую мы потеряли в 1917 году.
Отрадно видеть, что идейное творчество в этом направлении продолжается, ибо михалковский Манифест очевидно лежит в русле общего идеологического тренда современной консервативной мысли, которая находит всё больший отклик в нашей политической элите и в остальном обществе. И, полагаю, лет через 10, если всё пойдёт хорошо, эти идейные прививки дадут свой плод в конкретной деятельности наших властей и жизни нашего народа (собственно эти плоды уже есть, только не такие существенные как хотелось бы).
Правда, увы, всё может пойти не только хорошо, но и плохо... И такое в истории России уже было - в 1917 г.
Грандиозный расцвет культуры в 19 - нач. 20 вв., колоссальный экономический рост кон. 19 - нач. 20 вв., научно-технический бум, бурное развитие (после октября 1905 г.) гражданского общества, правового государства и демократических институтов, взлёт политического и военного потенциала (сильно отброшенный русско-японской, но к 1913 почти восстановленный и продолжавший набирать обороты уже в ходе 2-й Отечественной (Германской)), расцвет частной инициативы, огромный демографический подъём, ну и, наконец, практически консервативная революция в идеологии - к нач. 20 в. политическая элита во главе с Императором почти преодолела насаждённое ещё Петром западничество, и государственной идеологией стали почти те же идеи о которых сейчас говорит Михалков.
Далеко не глупая концепция "Православие, самодержавие, народность" (по понятным причинам демонизированная западниками, а особенно большевиками потом) была дополнена новыми и возрождёнными старыми идеями (вроде "Москва - Третий Рим"); эту идеологию формировали мыслители на достижениях которых, как на фундаменте, стоят и современные консерваторы, в том числе и Михалков, который их активно цитирует - Хомяков, Киреевский, Самарин, позднее Данилевский, Леонтьев, Страхов, Катков, Победоносцев (при всех недостатках, большая часть которых, опять же, была раздута его оппонентами - либералами-западниками и социалистами-большевиками), потом Тихомиров, Пётр Струве, Иван Ильин и многие другие.
Всё это уже к 1913 г. превратило Россию в одного из мировых лидеров, а во внутреннем положении создало, по общей совокупности, благополучие народа, которое даже и сейчас во многом не превзойдено (а в СССР, особенно при Сталине было на порядки хуже), к 20-м - 30-м же годам дало бы грандиозные плоды, а к 50-м, по замечанию и многих западных наблюдателей (типа Черчиля, например), привело бы Россию к великому процветанию и мировому лидерству.
Но, всё пошло "не хорошо", и Россия на десятилетия погрузилась в кровавую тиранию катастрофически подточившую её силы. И сейчас приходится удивляться, что Россия и русские не только не исчезли и не сошли на третьи роли, но имеют силы восстанавливаться и, как симптом этого восстановления, возвращаться к истинным традиционным ценностям своей христианской цивилизации.
Мы можем, да, оступиться и ещё раз - уже, думаю, последний (вряд ли Бог даст нам новый шанс - раз уж такие (ТАКИЕ!!!) испытания и страдания наш народ ничему не научили, то ничего уже не поможет), и мы станем, растеряв остатки былого величия и территорий, обычной захудалой провинцией мира, типа Польши, или, в лучшем случае, процветающей провинцией, типа Италии. Но я надеюсь, что мы чему-то научились; и такие явления как "Проект Россия", "Русская доктрина", "Манифест просвещённого консерватизма", общий консервативный дрейф наших элит и общества в целом - дают надежду; но единственный путь не потерять эту надежду, вместе с перспективами реализации нашей исторической миссии - это найти Россию, которую мы потеряли в 1917 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вас выслушают: