пятница, 3 декабря 2010 г.

Апокатастасис

В наступивший Рождественский пост (а ещё более в грядущий Великий, и Пасху) хорошо ещё раз подумать о смерти и том, что нас там ожидает.

Есть представление, что грешники попавшие в ад попадают туда навечно и выхода не имеют. Но я солидарен с учением преподобного Исаака Сирина и ряда других Отцов, которые полагали, что Бог, в неизмеримой любви и милости Своей, не допустит вечных мук за временные грехи...

Весьма доходчиво эти размышления преподобного Исаака изложил митрополит Иларион (Алфеев) в своей замечательной книге "Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни":
Наиболее характерной особенностью эсхатологии преп. Исаака является его вера во всеобщее спасение, выраженная в Беседах 39 и 40 из 2-го тома. Эта вера имеет мало общего с осужденным Церковью в VI в. учением Оригена, так как исходит из принципиально иных предпосылок. Исходным пунктом всех эсхатологических построений преп. Исаака является не логическая необходимость восстановления всего тварного бытия в его первоначальном состоянии, но любовь Божия, которая не имеет пределов, которая превосходит всякую идею воздаяния и возмездия. Богохульным, по учению преп. Исаака, является мнение, будто Бог делает что-либо из мести или воздаяния. Еще хуже - думать, будто Бог позволяет людям грешить в настоящей временной жизни для того, чтобы вечно наказывать их в будущем веке. На самом деле Бог "хочет, чтобы все люди спаслись". С целью спасения человечества он установил смерть как переход к вечной жизни. Геенна (ад) установлена Богом тоже ради спасения людей - тех, кто в земной жизни не достиг того уровня совершенства, который необходим для вхождения в Царство Небесное. По мнению преп. Исаака, "большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны". Для тех же, кто умер во грехе, без покаяния, кто запятнал жизнь многочисленными пороками, кратковременное мучение в геенне необходимо, чтобы, очистившись от скверны порока, и они могли войти в Царство Божие. Не только все люди, но и демоны будут в конечном итоге спасены Богом, утверждает преп. Исаак.

Учение преп. Исаака Сирина о всеобщем спасении не может считаться догматическим выражением веры Церкви, однако оно выражает ту христианскую надежду, которая была свойственна многим Отцам Церкви. Учение о конечном спасении всех людей и демонов содержится в творениях св. Григория Нисского. Возможность спасения всех людей допускали также св. Григорий Богослов, преп. Максим Исповедник и преп. Иоанн Лествичник. Все эти авторы были свободны от крайностей оригенизма, но они верили в безграничную любовь, милость и благость Божию, а также в то, что для Бога нет ничего невозможного и что, следовательно, Он может спасти всякую живую душу. Впрочем, как подчеркивал преп. Максим Исповедник, божественный план спасения всех людей не исключает возможности для каждого человека добровольно отвергнуть спасение, совершенное Христом. Спасение ни для кого не будет обязательным или принудительным: спасутся только те, кто "желает следовать" за Христом. Эта мысль преп. Максима содержит важный корректив к тому, что говорит о всеобщем спасении преп. Исаак Сирин.
А вот, слова самого преподобного Исаака Сирина:
Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали
(Слова подвижнические, слово - 90)
Замечательно! Итак, можно сказать так, повторяя за одним из святых: "Молись так, словно твоё спасение зависит только от Бога, но живи так, словно твоё спасение зависит только от тебя самого".

Но глупы те, кто подумают, что если-де всё равно все спасутся и ад временен, то можно грешить всласть. Безумцы! Ведь одно мгновение в аду подобно году самых изощрённых пыток на земле; но главное, что те кто говорит о вечных адских муках, полагаю, по своему правы. Эйнштейн доказал относительность времени, а значит время для одного может быть совсем не тем, что время для остальных. И ад для того, кто в нём оказался действительно может оказаться вечностью - пусть это будет относительная вечность только для него одного, которая некогда, с точки зрения остального мира, завершится. Но мучимому от этого не станет легче раз ему самому адская пытка со всей достоверностью покажется вечной...

А потому, уповая на милость Божию, лучше не грешить, а согрешив спешить искупить свои грехи здесь, на земле. И Рождественский пост это прекрасная возможность хоть немного ослабить гнёт грехов и страстей на свою душу.

Пойдёмте, и не будем грешить больше.

П.С.
Преподобный Исаак Сирин
Митрополит Иларион (Алфеев)
+Сайт митрополита Илариона (Алфеева)

Профессор Алексей Осипов
Ответ на вопрос: "Будут ли муки ада вечными?"







© Всеединство
Мир в гармоническом единстве бытия

При полном или частичном использовании материалов блога обязательна гиперссылка на этот блог. При использовании за пределами интернета обязательно должен быть указан интернет адрес этого блога, а так же автор - Константин Сергеевич Белик.

Нарушители преследуются по совести!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru